Скрыть
Раскрыть

Вахштайн В. С.1, Куракин Д. Ю.1, Константиновский Д. Л.1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 Центр социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5

К анализу дотеоретических оснований социологии образования: экспликация базовых метафор

2012. № 4. С. 22–39 [содержание номера]

Константиновский Давид Львович — доктор социологических наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН. Эл. адрес: scan21@mail.ru 
Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Вахштайн Виктор Семенович* — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ. Эл. адрес: avigdor2@yahoo.com 

Куракин Дмитрий Юрьевич— кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ. Эл. адрес: kourakine@yandex.ru 

Статья посвящена анализу метафорических оснований социологических исследований образования. Авторы на конкретных примерах из собственных эмпирических проектов показывают механику работы исследовательских языков описания.

Исходя из того, что теоретический фундамент — концептуальные определения и исследовательские гипотезы — опирается на нетеоретические (или дотеоретические) предпосылки, авторы демонстрируют связь между научными понятиями и их дотеоретическими основаниями. Используя теорию метафоры в качестве инструмента экспликации аксиоматических допущений, они рассматривают социологическое исследование как серию «переводов» между взаимонепроницаемыми языковыми мирами (миром здравого смысла, миром социологической теории, миром управленческих решений). Выделены точки перехода, в которых исследование приобретает или, напротив, теряет свою строгую научность. Показано, что только шаги концептуализации, разработки инструментария и интерпретации данных совершаются по правилам научного метода. Базовые метафоры (уровень аксиом) опираются, скорее, на интуицию и воображение, процедуры сбора полевых данных — на логику здравого смысла и административные способности исполнителя, разработка рекомендаций же относится к сфере менеджмента. Обсуждаются методологические последствия метафорических смещений и эффектов «неконтролируемой экспансии метафоры». Подробно рассмотрены метафоры организма и рынка применительно к сфере образования.

Поскольку фундаментальным свойством метафоры является ее имплицитная экспансия (перенесение свойств вспомогательного субъекта на основной), экспликация исследовательских метафор, по мнению авторов, может существенно упростить решение проблемы «перевода» между различными «реальностями» исследовательского процесса.

 * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

BiBTeX
RIS

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»